понедельник, 10 сентября 2012 г.

Наборы кодов. Настройка отображения коридоров, конструкций и сечений в AutoCAD Civil 3D.


Изначально эта статья подразумевалась как продолжение истории о Пластилиновой конструкции. И здесь я должен был просто рассказать, как настроить отображение конструкции КонструкцияДорожногоПокрытияОбщегоВида, но, в процессе написания, она серьёзно распухла и превратилась в описание настройки отображения коридоров, сечений и конструкций через Наборы Кодов и не только.
Итак, сегодня мы поговорим о Наборах кодов. Эти наборы отвечают за то, как выглядят наши коридоры, конструкции, сечения.
Надеюсь, вы уже знакомы с такими понятиями как Точка, Звено и Фигура. Именно за настройку отображения этих элементов и ответственны Наборы кодов. Настройка производится  для отображения коридоров  в плане, в сечении, в 3D просмотре и то, как выглядят элементы конструкции в создаваемой вами конструкции коридора.
Для начала давайте увидим, что нам предлагает Российский пакет адаптации. По умолчанию, во вкладке Параметры, мы имеем вот такой список наборов, рисунок 1.
Рисунок 1. Наборы кодов
Давайте начнем с простых примеров. На рисунке 2 представлена конструкция и коридор, построенный по этой конструкции (Все Наборы кодов выставлены по умолчанию). Но, если мы перейдем в режим Просмотр объектов, то наш коридор предстанет в совершенно другом виде, как на рисунке 3.
Рисунок 2. Коридор и конструкция

Рисунок 3. Отображение коридора в 3D
Как видите, 3-х мерное отображение коридора не похоже ни на конструкцию, ни на отображение коридора в плане. Почему такое произошло? Ведь коридор это 3-хмерная модель на основе конструкции и соответственно выглядеть он должен, так же как и конструкция.
Главная причина – по умолчанию в шаблоне российского пакета адаптации для конструкции выставлен набор кодов ГОСТ Р 21.1701-97 Форма 11 (для конструкции), а для коридора- Без поперечников. И поэтому одни и те же элементы выглядят по-разному.
Теперь давайте перейдем к более конкретным задачам на примере которых вы поймете, как работают наборы кодов Civil 3D.
Есть задача ‑ заштриховать проезжую часть дороги автоматически и на протяжении всей длины коридора, как на рисунке 4.


Рисунок 4. Штриховка с помощью кодов
Для этого заходим в свойства коридора, находим вкладку Коды и там видим следующую картину, рисунок 5.
Рисунок 5. Настройка кодов для коридора
На представленном рисунке 5 уже свернуты разделы Точка и Фигура, т.к. нам необходимо сейчас разобраться с настройками Звеньев.
Итак, нам необходимо чтобы верх дороги был заштрихован, это можно сделать только по кодам Звеньев, т.к. коды Точек позволяют настраивать только отображение точек (кружочков, которые вы видите при создании элементов конструкции), а Фигуры ‑ это штриховка области по которой будут считаться объемы.
Раздел Звенья содержит самое большое количество активных столбцов настройки, Точки и Фигуры имеет гораздо меньше настроек. И так есть следующие столбцы:
Описание. Здесь указаны только комментарии по каждому из кодов;
‑Стиль. Уже по названию понятно, что здесь вы можете настроить стиль отображения элемента (для Звена, Точек и Фигур). Причем, в стилях этого столбца вы можете настраивать отображение в плане, в сечении и в 3D;
‑Стиль метки. Этот раздел относиться только к сечениям. Для Звеньев вы можете настроить, например, отображение значения уклона проезжей части. Для Точек- отметки, а для Фигур-  площадь материала подсчета объема и т.п;
‑Материал для визуализации. Только для Звеньев. Указав здесь текстуры, вы можете осуществить примитивную визуализацию. Но, видно это будет только в 2-х случаях: В режиме Просмотр объектов, при стилях отображения Тонированный и Реалистичный, или, если вы выставите во вкладке Вид стиль Тонированный или Реалистичный;
‑Стиль заполнения области материала. Только для Звеньев. Здесь вы можете настроить, как будет «заливаться» в плане зона указанного кода;
Стиль характерной линии. Только для Точек. О характерных линиях коридоров и их кодах будет сказано ниже;
‑Статья расхода. Только для Звеньев и Точек. Назначение кодов для подсчета количественных значений.
Вы уже наверное догадались - для того чтобы получить штриховку, как на рисунке 4, необходимо настроить отображение Звеньев в столбце Стиль заполнения области материала. Но, при попытке что-то поменять в этом столбце вас ждет неудача (напомню, мы находимся в свойствах коридора). Чтобы изменить настройки Набора кодов, необходимо зайти в режим его редактирования, рисунок 6, либо найти нужный набор кодов во вкладке Параметры, рисунок 1. 
Рисунок 6. Редактирование набора кодов через свойства коридора
Попав в режим редактирования во вкладке Коды, вы увидите все то же самое что и в свойствах коридора, но теперь уже с возможностью изменения стилей.
Но, прежде чем что-то менять, нужно определиться какой-же код отвечает за верхнее звено (асфальт) нашей конструкции. Если вы делали её из собственных звеньев, то вы знаете код нужного звена. Если же вы использовали стандартные элементы конструкции, то им уже заданы коды.
Как определить имя нужного кода из стандартной конструкции? Самый простой способ, это найти вашу конструкцию в Инструментальной палитре, нажав ПКМ зайти в раздел Справка, рисунок 7.
Рисунок 7. Расположение Справки
 Откроется справка и в самом низу страницы будет Диаграмма кодирования, рисунок 8.
Рисунок 8. Диаграмма кодирования
Найдите нужное Звено, в нашем случае, это L1. Сверху диаграммы кодирования будет расположена таблица расшифровки, где сможем увидеть, что L1 это код Верх, Покрытие. Но, в наборе кодов вы не сможете найти такой код! В наборе кодов он называется Мощение, такое удивительное преобразование связано с особенностью перевода. Эти коды, скорее всего, переводили разные люди в разное время и получили разные результаты.
Итак, мы вычислили, что код звена Мощение, отвечает за отображение верхнего звена (асфальта). Для того,  чтобы он выглядел как на Рисунке 4, необходимо в режиме редактирования набора кодов, в столбце Стиль заполнения области материала выставить стиль ГОСТ Асфальтобетон (первый слой), рисунок 9.
Рисунок 9. Изменение стиля заполнения области материала
Сделав это, вы получите нужный результат. Там же вы можете выбрать другие стили штриховки или создать свой собственный, отредактировав или скопировав уже существующий стиль.

Теперь, давайте вернемся к этой статье. Есть задача - сделать так, чтобы КонструкцияДорождногоПокрытияОбщегоВида отображалась как на Рисунке 10-Б.
Рисунок 10. Конструкция до (А) и после (Б) кодирования
Достичь такого результата довольно просто. Есть 2 способа:
1.Задать код, который уже имеется в наборе кодов, и там его отображение настроено нужным образом;
2.Задать собственный код, добавить его в набор кодов и настроить отображение.
Какие коды задавать и для кого? Из рассказа выше вы могли уже догадаться, что за отображение замкнутых областей в коридоре, конструкции и в сечении отвечают ‑ Фигуры. Т.е. , нам нужно задать код для фигуры этого элемента конструкции (здесь она одна, в сложных элементах их может много). По умолчанию, для маркера конструкции назначается набор кодов ГОСТ Р 21.1701-97 Форма 11 (для конструкции). В нем есть следующий список кодов для фигур, рисунок 11.
Рисунок 11. Список кодов для фигур
Вы можете выбрать нужный, основываясь на стиле штриховки указанным в графе Стиль. Если выбрать код Основание и задать, то наша конструкция будет выглядеть как на рисунке 10-Б.
Если же вы хотите задать свой собственный код и настроить его отображение по собственному усмотрению, то нужно будет выполнить дополнительные настройки.
Прежде всего, вы столкнётесь с тем, что ваш код будет отсутствовать в наборе кодов, и, соответственно, вы не сможете задать ему стиль.
Импортировать ваш код можно через кнопку Импорт кодов, находящуюся в окне редактирования набора кодов, рисунок 12.
Рисунок 12. Расположение кнопки импорта кодов
Для импорта необходимо выбрать либо сам элемент конструкции, либо маркер конструкции к которой он принадлежит.
После импорта, ваш код появится в списке, и вы сможете настроить его отображение. Учтите, что в другом наборе кодов его не будет и придётся повторить импорт и настройку для всех нужных вам наборов. Т.е., настроив отображение для конструкции, в сечении этот элемент конструкции будет все равно закрашен черным. Т.к., у сечений набор кодов по умолчанию другой.
Теперь поговорим о Точках. С одной стороны в наборе кодов точки имеют не много настроек отображения, это ‑ Стиль и Стиль метки. Первый позволяет настроить, как будет выглядеть точка в плане, в конструкции и в сечении, а Стиль метки  позволяет добавить метку, обозначающую высотную отметку и смещение относительно оси.
Если мы говорим об отображении коридора, то стоит упомянуть и другое очень важное свойство точек. По сути, всему внешнему виду нашего коридора мы обязаны именно точкам, т.к. по умолчанию к коридору применяется набор кодов Без поперечников. Это, в свою очередь обозначает, что в наборе кодов отключены все стили, которые, отвечают за отображение коридора в плане. Тогда откуда взялись линии, которые мы видим на рисунке 2?
Вот за это, как раз, и отвечают точки. Civil 3D соединяет все точки с одинаковыми кодами, линиями, которые называются Характерными линиями коридора. Именно эти линии мы и видим на рисунке 2.
Все настройки этих линий находятся в отдельной вкладке в свойствах коридора, под название Характерные линии, рисунок 13.
Рисунок 13. Характерные линии коридора.
Не путайте Характерные линии коридора и Характерные линии, которые используются для создания объектов профилирования и т.п. Хотя, если вы извлечёте Характерную линию коридора из коридора, то она станет просто Характерной линией (можно оставить динамическую связь с коридором).
В этой вкладке настроек немного. Самый главный столбец ‑  Соединить. Убрав галочку напротив нужной характерной линии, вы отключите её отображение. В столбце Стиль характерной линии вы можете настроить, как будет выглядеть ваша линия, выбрав подходящий стиль, либо создав свой собственный. Стили, кстати, от простых характерных линий.
Самым непонятным является пункт Ветвление (рисунок 13, слева снизу). Он позволяет настроить, как будут соединяться характерные линии, если имеются несколько точек с одинаковыми кодами. Представлю несколько вариантов этого пункта
Вариант 1. Ветвление: В. Подсоединить дополнительные точки: Галочка убрана


Вариант 2. Ветвление: В. Подсоединить дополнительные точки: Галочка установлена

Вариант 3. Ветвление: ИЗ. Подсоединить дополнительные точки: Галочка убрана

Вариант 4. Ветвление: ИЗ. Подсоединить дополнительные точки: Галочка установлена

Таким образом, вы можете регулировать поведение перехода характерной линии коридора.
Теперь,  давайте перейдем к самому главному - это настройка Стилей и Стилей заполнения области материалов наборов кодов.
Настройка Стиля проста, единственное, на что надо обратить внимание это Направление просмотра, рисунок 14. Там вы можете настроить, как будет выглядеть ваш элемент в разных режимах.
Рисунок 14. Настройка стиля
План. Отображение в плане и в конструкциях;
Модель. Отображение в режиме 3-х мерного просмотра. Т.е. либо в Просмотре объектов, либо при использовании команд AutoCAD, типа Орбита;
Профиль. Можно даже настроить поведение вашего элемента и на Виде профиля!;
Сечение. Отображение на сечениях.

Итак, давайте подведем итоги. Немного сгруппируем всю информацию описанную выше.
1.      Отображение коридора в плане:
‑Линии коридора. Коды характерных линий и их настройка в свойствах коридора;
‑Штриховка областей коридора. Редактирование текущего набора кодов коридора и изменение Стиля заполнения области материала для нужного звена коридора.
2.      Отображение коридора в 3D:
‑В настройках конкретного стиля из текущего набора кодов для нужного звена, точки или фигуры необходимо настроить отображение Направление просмотра пункт Модель.
3.      Отображение коридора в сечении:
В настройках конкретного стиля из текущего набора кодов для нужного звена, точки или фигуры необходимо настроить отображение Направление просмотра пункт Сечение;
Если необходимо иметь подпись уклона, длины, отметки и т.п.,  то нужно настроить Стиль метки в текущем наборе кодов вашего сечения для звена, точки и фигуры.
4.      Отображение конструкции:
В настройках конкретного стиля из текущего набора кодов для нужного звена, точки или фигуры необходимо настроить отображение Направление просмотра пункт План;
‑Если необходимо иметь подпись уклона, длины, отметки и т.п., то нужно настроить Стиль метки в текущем наборе кодов вашего сечения для звена, точки и фигуры.







10 комментариев:

  1. Как создать свой код в AutoCAD Civil 3D

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день!
    У меня такой вопрос, изучаю программу сейчас, очень помогают ваши видео уроки. Но вот сейчас столкнулась с проблемой. Хочу построить поверхность коридора, но все мои коды отображаются не русскими и не английскими буквами, а кракозябрами. Как можно это исправить? Причем сами названия в "стиль набора кодов" отображает по-русски, а вот в самих наборах все пункты "звено", "точка", "фигура" уже кракозябрами подписано.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Какая версия Civil 3D? 2012? Проблема решается заменой файла набора кодов.

      Удалить
    2. Autocad Civil 3d 2011
      Да, я уже нашла в инете файл. Стало лучше, правда по английски :) Русский так и не нашла.

      Удалить
    3. Здравствуйте! У меня тоже точно такая же проблема. Вы можете мне скинуть ссылочку, где вы нашли эти коды. Спасибо!

      Удалить
  3. где найти эти коды

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это всё есть в DWT шаблоне российского пакета адаптации.

      Удалить
    2. Здравствуйте! Вы можете скинуть ссылочку для скачивания шаблона . И потом как исправить эти коды, нужно что-то копировать из шаблона или другое? У меня civil 3d 2011. За ранее спасибо!

      Удалить
  4. как саздац такую канструкциу чтоби коди привизалис памецченим точкан абразоваиа замкнути контур
    нужна длиа пачота обиомов

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день!
    У меня такой вопрос, изучаю программу сейчас, очень помогают ваши видео уроки. Но вот сейчас столкнулась с проблемой. Хочу построить поверхность коридора, но все мои коды отображаются не русскими и не английскими буквами, а кракозябрами. Как можно это исправить? Причем сами названия в "стиль набора кодов" отображает по-русски, а вот в самих наборах все пункты "звено", "точка", "фигура" уже кракозябрами подписано.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить